Согласно решению правительства, к 2016 году должна быть закончена приватизация 83,04% акций ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ), находящихся в федеральной собственности. Менеджментом МАШ выдвинуто предложение о проведении приватизации в два этапа: на первом этапе (до 2016 г.) должен быть привлечен стратегический инвестор и на втором этапе (в 2016 г.) предусматривается полный выход государства из МАШ. План приватизации МАШ подготовлен менеджментом МАШ по запросу Росимущества.
Первый этап (2013-2015 гг.)
Основан на осуществлении двух вариантов новой структуры акционерного общества:
- С помощью допэмиссии в пользу стратегического или финансового инвестора предполагается уменьшение доли государства ниже 50%. Это приведет к обеспечению высокого уровня конкуренции в среде потенциальных инвесторов. Однако следует учитывать, что из-за низкой стоимости Шереметьево и необходимых инвестиций в развитие аэропорта, на практике трудно привлечь финансирование.
- Согласно второму варианту должно быть создано совместное предприятие с инвестором с целью развития инфраструктуры аэропорта. Следующий шаг - слияние этого предприятия с ОАО «МАШ», в результате чего доля государства будет снижена к 2016 г. до 50-60%.
Посмотреть наши технопарки:
Технопарк «Сходня» Технопарк «Шереметьево»
Предполагается создание совместного предприятия для строительства Северного терминального комплекса и системы сообщения между терминалами (туннеля). Шереметьево внесет в уставной капитал землю и коммуникации, партнер - деньги. Ранее прозвучала оценка объема инвестиций в строительство нового терминала и туннеля в размере 350 млн долларов, произведенная генеральным директором Шереметьево Михаилом Василенко. По другим данным, только на строительство туннеля могут понадобиться около 270 млн долларов.
Этот вариант ведет к привлечению дополнительного финансирования, однако финансовый результат для государства и для инвестора при этом носит характер неопределенности.
Второй этап (2016 г.)
На втором этапе приватизации, согласно предложению МАШ, предусматривается полный выход государства. Предлагаются варианты с размещением акций на бирже (IPO), с частным размещением в пользу заинтересованных инвесторов (Private Placement) или сделка по слиянию (M&A).
Согласно анализу Boston Consulting Group, стоимость МАШ составляет 400 млн долларов. В результате строительства Северного терминального комплекса и туннеля эта стоимость возрастет на 1,1 млрд долларов. К этой сумме прибавятся еще 400 млн долларов в результате изменения условий заимствований и оптимизации расходов. Благодаря росту пассажиропотока к 2016 г. добавятся 800 млн долларов и 2,6 млрд долларов - от внедрения программы повышения операционной эффективности. В итоге, стоимость Шереметьево к 2016 г может составлять 5,3 млрд долларов.
Кому интересна приватизация Шереметьево
Очевидно, что наибольшая заинтересованность ожидается со стороны российских холдингов, уже владеющих аэропортовым бизнесом, а также NPV Engineering, управляющей компании братьев Ротенбергов, а также группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и «Альфа-групп» Михаила Фридмана. Аэродромными объектами, в том числе Внуково и Шереметьево, занимается компания «Трансстроймеханизация» («дочка» концерна Ротенбергов «Мостотрест»).
По оценкам менеджмента МАШ потенциальными российскими инвесторами могут быть компании:
- NPV Engineering братьев Ротенберг,
- группа «Сумма» Зиявудина Магомедова,
- «Альфа-групп» Михаила Фридмана,
- «Базовый элемент» Олега Дерипаски,
- «Нафта Москва» Сулеймана Керимова,
- группа «Ренова» Виктора Вексельберга,
- «Новапорт» Романа Троценко.
Из иностранных инвесторов названы следующие компании:
- группа Fraport, развивающая в составе консорциума аэропорт Пулково,
- азиатская Changi, работающая совместно с «Базовым элементом» по российским региональным аэропортам,
- крупнейший оператор аэропортов в Юго-Восточной Европе компания Tav , у которой нет российских проектов,
- инфраструктурная компания Vinci, имеющая российский проект - Северо-западная концессионная компания совместно с «Мостотрестом».
Австралийская корпорация Macquarie упоминается как возможный финансовый инвестор.
По оценкам МАШ, следует рассчитывать на российские компании, поскольку международные инвесторы осторожны в плане крупных инвестиций в Россию.